Мексиканец Гильермо дель Торо подтвердил свою репутацию одного из тех режиссеров (столь немногочисленных, что их можно перечесть на пальцах одной руки), которые способны в рамках и ограничениях, налагаемых законами большого Голливуда, оставаться творчески свободными и оригинальными. Он столь же свободен, гибок и текуч, как сама вода, упоминаемая в названии его новой ленты, и способен принимать любые – самые причудливые формы.
Элиза (удивительная Салли Хоукинс) с рождения одинока и нема, живет в мрачноватой квартирке над винтажно-роскошным кинотеатром (это очень важная смысловая деталь «Формы воды»), а жизнь ее строго регламентирована – ранний подъем, сеанс плотского самоудовлетворения в ванной (пока на кухне варятся вкрутую яйца) и работа уборщицей в сверхсекретной государственной лаборатории. Там ее трудовые будни скрашивает Зельда (Октавия Спенсер), жизнерадостная афроамериканка, которая болтает за двоих. Но так длится недолго – до момента, пока в один прекрасный день агент какого-то федерального бюро Стрикланд (крайне злобный Майкл Шэннон) и профессор Хоффштеттер (Майкл Штулльбаг) не привозят огромный резервуар, в котором томится нечто, а точнее Некто, а еще точнее - существо, подобное Ихтиандру (Даг Джонс). Ихтиандр этот столь же одинок и нем (в том смысле, что не владеет человеческим языком), а значит ему и Элизе просто было предначертано судьбой почувствовать обоюдное влечение.
«Форма воды» дель торо – одно из самых удивительных произведений, созданных кинематографом за последнее время с очень многих точек зрения. Это и целый букет жанров (и романс, и фильм ужасов, и кино об инопланетянах, и шпионский триллер – ведь действие разворачивается в самом начале 60-х годов прошлого столетия); это и ярчайшее свидетельство тяготения режиссера к кинематографу прошлого (фильм дель Торо – настоящее празднество для истинных киноманов); это и чудесное музыкальное путешествие, насыщенное массой музыкальных реминисценций, мастерски спаянное в единое целое лучшим кинокомпозитором мира, французом Александром Деспла. И любопытно, что при всей своей архаичности и винтажности «Форма воды» весьма актуальна, ведь тема терпимости к иному и непривычному (помимо Ихтиандра, в фильме есть еще и персонаж-гей) сегодня важна как никогда. А если тема эта раскрывается столь талантливо и ярко, то фильма вроде «Формы воды» и вовсе не сложить цены.