Над законом
Тематика наркокартелей в кинематографе представлена очень широким пластом фильмов – от собственно боевиков – очень разных по своему масштабу и размаху, в которых все предельно ясно и прямолинейно, до драматических монументальных фильмов, таких, например, как «Траффик» Стивена Содерберга. Некоторым экспериментом в этой области можно назвать фильм «Сикарио» - криминальный триллер Дени Вильнёва о борьбе ФБР/ЦРУ с мексиканским наркокартелем из города Хуарес.
Сюжет сначала кажется безхитросным и незамысловатым, однако, как мы увидим, это лишь поверхностная часть глубокого по наполнению фильма. Рядовая по своему характеру операция обезвреживания «малины» наркоторговцев оборачивается жуткой трагедией – происходит взрыв, гибнет ряд оперативников, а к тому же в стенах дома находят целое кладбище «врагов наркомафии». Министерство Юстиции не намерено мириться с таким положением дел, и они поручают специальной группе осуществить «многоходовку», с целью прекращения деятельности картеля. В соответствии с американской бюрократической формальностью, данная операция требует представителя гражданских структур, такой как ФБР, и на эту роль привлекают агента Кейт Мейси, участника вышеупомянутой трагической операции…
Фильм «Сикарио» - это демонстрация «прогрессивного» подхода американского правосудия: людям ЦРУ не надо проходить даже элементарных формальностей на границе, они абсолютно свободы в выборе средств допроса, любых форм физического и морального давления на человека. Адвокат? Тут это слово даже не фигурирует. Актерам исполнивших роль ударного ядра группы очень хорошо удалось передать эту ауру всевластия, уверенно решающих кому жить, а кому и как – умирать. Как бы небольшим оправданием здесь фигурирует тема мести от Алехандро Гиллика, блестяще исполненного Бенисио дель Торро (который снимался и в Траффике, и, как и в «Сикарио» получил награду за актерское мастерство). На этом фоне героиня Эмли Блант – Кейт, и ее водитель-коллега из ФБР выглядят растерянными и чуть-ли не беззащитными, с удивлением вопрошающими: «Неужели так можно»? и тут мы переходим к тому, что можно назвать самым грустным в фильме – к наркокартелю. Увы, здесь он выглядит, мягко говоря, жалко: такое впечатление, что там находятся одни фееричесекие бездари с точки зрения проведения операций, - начиная от боевых, кончая финансовыми; его члены годятся разве лишь как легкие мишени для американских крутых парней. И, к сожалению, среди отрицательных персонажей не можно назвать хоть сколь-нибудь харизматичного героя… Интересными выглядят разве что будни мексиканского городка, погрязшего в насилии, да и быт его героев, через образ мексиканца-полицейского.
Не знаю, была ли это задумка режиссера, но в фильме нет сколь-нибудь ярких и запоминающихся боевых сцен, кроме разве что вступительной. Но, если честно, очень ожидал чего-то яркого в стиле «Прямая и явная угроза» - это об экшн-части.
Теперь о хорошем. Это – великолепная операторская работа. Каждый кадр выверен, психологическая его глубина просто поразительна. Вообще, кажется, что весь основной упор был сделан на психологизме образов и текстов – что можно отнести и к образам главных «положительных» героев, хотя финал больше, чем философский, в плане относительности понятия «хорошие» и «плохие». Очень интересными
Как итог. Любителям яркого экшена на экране этот фильм навряд придется по душе, да и сюжет довольно-таки линеен, больше «Сикарио» оценят почитатели драматического кино, отличной операторской работы, и актерской игры.