Дело мастера боится
Поклонники восточных единоборств и жизнерадостных фильмов детства под условным названием "чье кунг-фу лучше" (на что как бы ориентирует и само название ленты) могут быть здорово удивлены и даже ошарашены действием этой оригинальной картины, которая представляет собой экзистенциальный сплав мелодрамы, драмы социальной, боевика и густой философской закваски. Увы, в отличии от наших далеких предков, не обладая третьим глазом на затылке и приборами ночного видения, не мог видеть в темноте выражений лиц других немногочисленных зрителей, но почти физически ощущал, как оные стремительно вытягиваются и приобретают в итоге ярко выраженную овальную форму, почти как у наших "залетных гостей" доисторического периода, коим подражали индейцы Южной Америки... И все это под напором "Великих мастеров" Вонга Кар Вая, небесталанного китайского режиссера, снявшего в свое время "Падших ангелов".
Правда, сразу стоит оговориться, что слово "напор" обычно соотносится с понятием динамики, которой как раз этому фильму здорово не хватает. Рваный темп, совершенно неспешное повествование длинною в два часа с хвостиком (!). При этом отдельные сцены ("руко-ного махальные") действительно выглядят впечатляюще и почти завораживающе - ощущается, что не зря Кар-Вай заканчивал специальность "графический дизайн") Летящие капли воды, замедления и внезапные повороты камеры под различными углами, смена ракурсов, медитативная музыка... Все это позволяет представить "драки" почти как танец, как высочайшее из искусств. Без сомнения, это смотрится красиво.
Но, увы, это лишь отдельные сцены, которые несколько теряются на общем, не слишком веселом фоне (если не сказать унылом) повествования, а количество "восточной мудрости" в цитатах персонажей превышает всякие разумные пределы. Такое их обилие не уместится ни в одной, самой раздутой черепушке (даже тарантиновской, охочей на подобные приемы), а, главная, большая часть их, как те стрелы, пущенные на сильном ветру, летят мимо цели, проскальзывают по поверхности сознания, даже отказываясь заглянуть вовнутрь, чтобы попить чайку. Слишком уж напоминает "умствование ради умствования", нежели источник подлинного знания...
В общем, отдавая должное таланту режиссера, его способности нестандартно мыслить и ткать "ткань" повествования, местами очаровать нас постановочными эффектами (или наоборот), красивой музыкой и отдельными фразами и сценами, не могу сказать, что "Великие мастера" произвели на меня сильное, цельное впечатление. Мне кажется, этой картине сильно не хватает подлинной жизни, внутренней энергии, динамики, какой-то рациональной упорядоченности. По жанру это куда больше "философское эссе", нежели "рассказ" или "история". Далеко не все "батальные" сцены одинаково хороши, как, например, тот же "поединок у станции". И не все фразы, как и поступки (и, подчас, мотивация) персонажей вызывают интерес и переживание, желание переосмыслить и отложить что-то в памяти. Значит, то ли мы с Вами недостаточно "восточные", то ли не все так получилось у режиссера, как он задумал... Потому что когда мы говорим - то всегда хотим быть услышанными. И, по возможности, понятыми.
Между тем, Владимир Ильич Ленин высказался бы об этом фильме (будь у него такая возможность его посмотреть) совершенно однозначно: это искусство безнадежно далеко от народа. Много лишнего, мало того, что хватает если не за душу, то хотя бы за сердце.
И все-таки это именно искусство; думающее кино, претендующее (пусть и не всегда обоснованно) на понятие "элитарного". Картина, что, как минимум, любопытно будет глянуть для расширения кругозора. А не рассыпчатый "попкорн" для удовлетворения лишь насущных интересов. Уже этим "Великие мастера" могут быть интересны ценителям большого кино.