Нестыковка
Снятый Владимиром Бортко фильм «Тарас Бульба» страдает одним главным недостатком, на фоне которого остальные простоя теряются — нестыковкой между духом эпоса Гоголя (так по крайней мере считает сам режиссер) и духом современного кино.
Колоритный Тарас (Богдан Ступка) на фоне стен Хотинской крепости произносит программную речь перед своими весьма убедительно выглядящими сотоварищами — речь об уникальности русского братства, пред которым падет любая другая сила в мире (финал этой речи прозвучит из уст Богдана Сильвестровича уже на костре). Затем следует классическая сцена возвращения Остапа и Андрея со знакомой со школы фразой «А поворотись-ка ты, сынку», немедленный отъезд на Сечь, где Бульбенки должны были пройти настоящую науку. Наука эта весьма своеобразна: захоронение живьем провинившегося казака, пьяная стрельба в стиле Вильгельма Теля и беспробудное (в виду отсутствия войны) пьянство. Хотя тут и война подоспела, начатая, правда, не так как в первоисточнике (для вящей визуализации причины — по словам режиссера), но приведшая ко всем известным печальным (по идее) последствиям.
Режиссер Бортко, известный своим достаточно трепетным отношением к тексту литературного первоисточника (вспомните, хотябы , «Собачье сердце» или «Идиота»), в данном случае отступил от этого своего принципа — якобы для того, чтобы вместить "глыбу" гоголевского оригинала в 120 минут экранного времени. Не обошлось и без попытки смягчить отдельные жесткие моменты оригинала (с теми же младенцами на казачьих копьях). Оставив лишь основную сюжетную канву и гоголевские диалоги (произносимые актерами подчас едва ли ни дословно по тексту Николая Васильевича) режиссер и попал в ту самую нестыковку, о которой упоминалось выше, а она, в свою очередь, породила и весьма мощный, но явно не просчитывемый Бортко комический посыл. И в этой обстановке несколько нелепо выглядит даже Богдан Ступка, всегда играющий за заветной для каждого актера чертой, не говоря уже об Вдовиченкове и Петренко (Остап и Андрей соответственно).
P.S. Хотя хортицкие декорации и операторская работа хороши.
Подробнее о режиссерских намерениях смотрите и слушайте здесь.