“Логан”: Мутация жанра
Логан умирает. Со временем его регенерация стала замедляться, а тело слабеть из-за вживленного в организм адамантия. Что-то страшное произошло в прошлом и с тех пор он больше не Росомаха. На дворе 2029, мутанты перестали рождаться, а те, что остались, вынуждены скрываться и жить на нелегальных препаратах. Под штатским именем Джеймса Хоулетта Логан работает водителем лимузина и заботиться о Чарльзе Ксавьере. Ранее самый сильный мутант-телепат превратился в немощного старика с приступами, способными уничтожить население маленького городка. На пару с альбиносом Калибаном Логан смастерил для него убежище на границе с Мексикой, где все трое вынуждены коротать остаток своих дней. Каждый задумывался о самоубийстве, но никто из них не решился бросить того, о ком однажды дал обещание позаботиться.
Это не продолжение “Росомахи”, “Росомахи: Бессмертный” и тем более Людей Икс, они остались во Вселенной, в которой события ”на три четверти состоят из брехни”. “Логан” лишь отчасти про мутантов и совсем не про супергероев. Можно смело забыть о том, как сильно мы восхищались доблестными сражениями и победами людей Икс, тут такого тоже нет. Это взрослый, абсолютно самодостаточный фильм о последствиях нашего выбора, и кресте, который несет каждый из нас в ожидании расплаты за совершенные грехи.
Можно поддаться соблазну и сравнить “Логана” с “Тёмным рыцарем” Кристофера Нолана, фильмом достаточно мрачным и атмосферным, для того чтобы воспринимать его всерьез. Но если первый был результатом вдохновения, вольной вариацией, то “Логан”, если не самая, то одна из лучших адаптаций комиксов в кино. У оригинального комикса “Старик Логан” Марка Миллера фильм позаимствовал мрачную атмосферу безысходности, горькой ностальгии и ощущения того, что лучшие дни уже позади. “Логан” вторит комиксу и показывает зрителю настоящего Росомаху, уставшего героя, который отказался от имени и прошлого ради близкого человека. Его гложет чувство вины, которое со временем стало заглушать инстинкты животного, он стал слабым и испуганным. Чарльз Ксавьер также выведен на новый уровень развития личности, именно личности, а не супергероя: он опасный, разочарованный и ненадежный. Есть еще один мутант - маленькая девочка Лора, с такими же способностями, что и у Росомахи. Она - третье и самое важное звено в семейной композиции. Молчаливый и напуганный ребенок ничего не знает о мире вне лабораторных камер - она как лакмусовая бумажка для первого акта, и ценностный ориентир для второго. И, конечно, ничто не раскрывает семейные взаимоотношения лучше, чем путешествие из точки А в точку Б. Прием банальный, но работает всегда. Снят такой роуд-муви соответственно: приглушенная тональность, элементы недосказанности - все это вызывает стойкое ощущение интимности вокруг драмы героев.
И происходит это не случайно. “Логан” - очень личное кино, в частности для Хью Джекмана и Патрика Стюарта. 17 лет они играют своих персонажей и для обоих этот фильм стал отличной возможностью попрощаться с ними. Но если сэр Патрик решил больше не возвращаться к роли Профессора Икс после премьеры “Логана” в Берлинале, то для Джекмана было делом чести преподнести фанатам завещание Росомахи в лучшем виде.
Вдохновившись такими фильмами как “Непрощённый” и “Рестлер”, Джекман обратился к Джеймсу Мэнголду, режиссеру, с которым уже работал над “Кейт и Лео” и “Росомаха: Бессмертный”. Тому идея о стареющем Логане понравилась и он написал сценарий, отталкиваясь от вышеупомянутого комикса. Помогли ему в этом Скотт Фрэнк (Росомаха:Бессмертный” и “Марли и я”) и Майкл Грин (его имя мы услышим в долгожданных “Бегущий по лезвию 2049” и “Чужой: Завет”). Великолепный саундтрек написал Марко Белтрами, известный своими работами в фильмах ужасов. Но, как ни парадоксально, определяющим участником команды стала 12-летняя испанка Дафни Кин, для которой “Логан” стал дебютом на большом экране. Лора (она же мутант Х-23) в её исполнении выглядит куда круче и взрослее остальных, а сама актриса будто рождественский подарок для Голливуда. Hollywood reporter в своем списке топ-50 лучших супергеройских перформансов отдал ей 17 место, обогнав Фассбендера и Кейна (на первом месте, разумеется, Хью Джекман, сразу после Хита Леджера).
Результатом остались довольны все, зрители, критики и даже фанаты. Последних порадовать крайне сложно и удается это лишь им самим. Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это с рейтингом 18+. Так что “зеленый свет” от студии Фокс кучке фанатов-профессионалов казался маловероятным. Частично такой исход можно назвать заслугой Райана Рейнольдса и его “Дедпула” (первое неудачное появление которого произошло на экранах именно в фильме о Росомахе). Рискованная идея превратилась в настоящий триумф для студии (самый кассовый фильм с рейтингом R). Создав спрос, предложения долго ждать не пришлось. Спустя всего год на экраны выходит фильм, который, по словам самого Джекмана, “вырос из его взаимоотношений с персонажем и публикой”. По словам же публики “просто шедевр”.