Тема временных парадоксов – перемещений во времени, закольцованности времени и пр. – издавна является излюбленной темой популярного искусства, и кино в этом смысле не исключение. Но режиссеру Джонсону удалось создать в этом жанре нечто достаточно свежее и оригинальное.
Джо (великолепный Джозеф Гордон-Левитт) отстраненно заучивает спряжение французского глагола «иметь», но в четко определенное время встает, берет на изготовку свою диковинную аркебузу и стреляет в невесть откуда взявшегося человека с мешком на голове. Джо – модификация киллера из недалекого будущего (на дворе 2044-й год), а жертв ему поставляет мафия из будущего более отдаленного (на 30 лет от действия фильма). Так что формально он может себя вполне оправдать – жертв он не знает, ведь они не живут в его времени. И жить бы ему да не тужить, если бы в какой-то прекрасный момент он не обнаружил, что в будущем ему предстоит превратиться в Брюса Уиллиса;-), который играет его же самого, но на 30 лет старше.
И тут фильм, до этого прикидывавшийся серьезным и несколько старомодным научно-фантастическим опусом, превращается в чуть более современный боевичок, но с подтекстами. Дело в том, что оба Джо с оружием в руках борются за свою уникальную жизнь, но только вот понимают они ее по-разному: Джо-Уиллис идет на жутковатые преступления ради высокой цели, тогда как Джо-Левитт просто хочет вернуть все на круги своя. И одному из них придется мгновенно принимать достаточно жесткие решения.
«Петля времени» (хотя точнее было бы все-таки сохранить оригинальное название – «лупер», или же «круговой») нетривиален хотя бы тем, что идея о самопожертвовании ради ближнего своего, высказанная скромно и тихо, а не помпезно и в мировых масштабах, не часто звучит в современном голливудском кино. Так же скромен и аскетичен и весь фильм: мир будущего по Джонсону, как и положено, мрачен и неприветлив, но режиссер вполне логично решил сосредоточиться на воплощении своей главной идеи (он же является и автором сценария) и на маленьких, очень выразительных деталях вроде все того же фирменного оружия луперов, а не на грандиозности спецэффектов.
Все это вкупе с безупречно подобранными актерами (к Уиллису и Гордону-Левитту по праву стоит добавить Эмили Блант и мальчонку, исполнившего роль ее сына) и делает «Петлю времени» лентой достойной во всех отношениях, которой – смеем предположить – уготовано место в пантеоне культовых научно-фантастических фильмов. Место, вероятно, скромное, но зато под стать общему характеру самого фильма.