Майкл Манн – одновременно и к счастью, и к сожалению – в очередной раз оказывается больше ремесла, которым он занят. К счастью потому, что дает отдохнуть исстрадавшейся душе киномана, к сожалению – потому, что он едва ли не один такой остался.
Джонни Диллинджер – последний романтик бандитского ремесла – сух и стремителен: за минуту 40 секунд он грабит любой банк, за 2 секунды излагает свою биографию и за 5 секунд способен обаять любую гардеробщицу. Собственно, и вся его карьера была таковой – от момента прихода всеамериканской славы до пули в голову прошло не многим больше года.
Майкл Манн, берясь за этот фильм, настолько погрузился в жизнь своего героя, что со своей камерой входит в кино, как Диллинджер (и как всегда блистательный Джонни Депп) с автоматом Томпсона в чикагский банк – резко, напористо и безаппеляционно. Манну удалось снять крайне аскетичное кино о конце романтического бандитизма и превращении преступления в неотъемлемую часть капитализма и – как следствие – о переходе борцов с преступностью на такие же промышленные рельсы. Как и его герои меняют автомат на телефонную трубку букмекера, Манн демонстративно меняет и свое орудие производства и переходит с пленки на цифру. И достигает этим удивительного эффекта – его знаменитые перестрелки достигают той степени правдоподобности, что отдачу каждого выстрела ощущаешь едва ли не физически. При этом цифра, к которой Манн обращается впервые, настолько аскетизирует картину, что она начинает балансировать на грани банальности, от которой его во многом спасает гениальный второй Джонни Д. (Остается только сожалеть, что Депп отказался от роли покойного Майкла Джексона).
За крайней упрощенностью «Джонни Д.» уверенно просматривается понимание того, что Майкл Манн и его фильмы давно переросли самих сами, и по сути своей куда ближе классической литературе и симфонической музыке, чем бездумному пятничному времяпровождению. За это ему отдельное спасибо!