Открытая ночь. Дубль 16
Новое украинское кино начинается с короткометражек. Именно здесь режиссеры в узких рамках хронометража стараются поразить зрителя. Их попытки имеют разный стиль и смысл. Но тенденцию, которую можно заметить у всех сборных солянках короткометражного жанра отыскать не трудно. Это пессимизм, которым пронизана едва ли не каждая работа продемонстрированая во время фестиваля "Открытая ночь. Дубль 16".
Ежегодный фестиваль прошел с вечера 6 на утро 7 июля и параллельно программу фильмов могли посмотреть жители Днепродзержинска, Запорожья, Канева, Копычинцев, Ивано-Франковска, Львова, Николаева, Полтавы, Прилук и Черновцов. Уже традиционно конкурсные фильмы демонстрировали в перемешку с внеконкурсными. Также среди них была замечена анимация и документальное кино. К участию в конкурсе было отобрано 20 фильмов.
Среди них откровенное дилетанство, в котором типа гопник спрашивает у не менее странной героини на чистом украинском языке: "Который час?". Эта работа под названием "Хулиган" открывала программу. Но были и достойные рукоплесканий фильмы. К примеру короткий метр "Миклиное поле", где как всегда достойно играет БогданБенюк. Его герой - человек, который через много лет пронес любовь к односельчанке, сумев в этом очно сознаться ей только сейчас. Также интересен и мастерски сделанный, самый длинный из всех показанных на фестивале фильмов - "Борода" Дмитрия Сухолиткого-Собчука. Это пронзительная история одиночества и искренности выражения эмоций. Сценарий этого фильма в 2011 году стал победителем всеукраинского конкурса "Коронация слова". Запомнился он эпизодом, когда главный герой нацеливает винтовку на экран телевизора, где в это время транслируют собрание Верховной Рады. Следует отметить и прекрасную драму "Свояк", в которой два сына противоречат матери стараясь присоединиться к сопротивлению УПА. Ещё одним почти шедевром конкурса стала лента "За одеялами", в которой герой-лентяй попадает в иллюзорное пространство.
Совершенно неправдоподобным смотрелся кастинг к короткому метру "Тимка", где малолетний герой принуждая к сочувствию - вызывает раздражение. Несколько предсказуемым является сюжет "сериального" "Пистолета", где муж успокаивается по отношению к жене после того, как находит в её сумке орудия убийства ... или самозащиты. Не впечатлил и претенциозный "Зов", в котором герой поджигает печку деньгами. Достаточно стильной оказалась ретро-лента "Первое свидание", которую жюри назвало лучшим игровым фильмом. Среди конкурсной анимации стоит отметить "Шедевр" Родиона Шуба, в котором он успешно демонстрирует мощи, знакомые каждому студенту, готовящему диплом. Также умелой была двухминутная анимация "Видели глаза, что покупали".
Во внеконкурсной программе интересного было больше. К примеру оригинальная короткометражка "Во сне", героиня которой и стиль несколько напоминал знаменитую "Алису" Шванкмайера. Работа представляет собой удачное применение stop motion animation. Также интересный замысел был использован в "Живой краске", где за движение картинки отвечает нарисованное граффити. Среди 5-ти документальных работ две были посвящены теме Чернобыля. И если "Чернобыль. Голоса" Юстины Дусан может претендовать на актуальность проблематики, а именно показ бывших ликвидаторов и их затерянный статус во времени, то следующая лента "Припять. Мертвый город", даже несмотря на свой детский хронометраж навевает скуку уже хотя бы с названия. Мы все это уже слышали и знаем. А последние кадры этого фильма вообще вызывают истерику. Говорит бабушка и мы видим надпись: "Тётя Маша. Жила, живет и будет жить". Совершенно неуместной была немая картина "Кошелек", которая оставляет в неведении, относительно творческого будущего её авторов. Ведь если любовь к кино проявляется и в самом кино, и в стремлении кому-то подражать - это не совсем хороший признак. Следует искать свою киноязык, а не паразитировать на том, что не будет иметь продолжения. Сегодня немое кино. А завтра? Порадовала анимация "Последний лист", по знаменитому произведению О'Генри. Интересной была социальная ч/б лента "Пробуждение", в которой парня бросает девушка, уставшая быть для него домработницей. Под конец ночи любителям кино предложили для просмотра превосходную короткометражку Мирославы Хорошун "Фактор Феллини", которая одержала специальную награду на последней «Молодости» и "Маланку" под музыку группы "Гайдамаки".
А вот жюри, в состав которого из самых известных персонажей входила писательница Оксана Забужко, актеры Богдан Бенюк и Анатолий Хостикоев, решило присудить Гран-при фестиваля неоднозначной философской картине «MANU 18 374» Мирона Латика. Таким образом молодой режиссер в подарок получил ноутбук. Среди анимации победителем был назван посвященный ангелам мультфильм "Чистый".