Милош Форман в течение американского периода своего творчества нередко обращался к биографиям в той или иной степени известных людей: Моцарта («Амадей», 1984, 8 «Оскаров»), Ларри Флинта («Народ против Ларри Флинта», 1996) и Энди Кауфман («Человек на Луне», 1999). Теперь же он обратил свой академичный взор на Франсиско Гойю, при этом умудрившись сделать его не главным героем картины.
Действие фильма разворачивается в течение 15 лет – с 1792 по 1807 год, с нового расцвета инквизиции в Испании до завоевания (с последующим изгнанием) Испании Наполеоном Бонапартом. Гойя (Стеллан Скарсгард) – придворный живописец, умудряющийся оставаться в фаворе при всех режимах, по простоте душевной позволяет себе некие вольнодумные картинки (гравюрки), которые, если верить Форману и его сценаристу Жану-Клоду Карьеру, стали одной из причин, побудивших святую инквизицию в лице отца Лоренцо (Хавьер Бардем) взяться за старое с особым рвением. Одной из жертв новой политики становится купеческая дочка (Натали Портман), которую упекают в узилище только за то, что она отказывается есть свинину (явный признак приверженности иудейским обычаям). Отец Лоренцо, убежденный путем несложных пыток и некоторого количества денег, берется помочь несчастной, но в последний момент от избытка чувств насилует ее и решает от греха подальше оставить ее, там, где она и была.
Из вышеприведенных строк можно сделать вывод, что речь идет о мексиканской мелодраме пошиба «Рабыни Изауры», но он будет ошибочным: визуальный ряд картины навеян понятно чьими картинами (см. заглавие фильма), а по части актерской игры она даст даже не знаю сколько очков вперед любому мылу. Особо отметим блистательного Хавьера Бардема, который делает перевоплощение своего героя из инквизитора в революционера весьма убедительным. Но все же согласимся с коллегой Зельвенским в том, что «все немногое хорошее, что можно про этот фильм сказать, прозвучит унизительно как для режиссера «Полета над гнездом кукушки» (Форман), так и для сценариста «Дневной красавицы» (Карьер)».