Самый известный разрушитель Голливуда Роланд Эммерих достиг вершины своего творчества: начав с пары грузовиков в первом «Универсальном солдате» и пройдясь по США, режиссер наконец-то достиг планетарных масштабов. И тем самым – увы! – закрыл для себя эту тему: дальше – только Вселенная, но, как представляется, снимать ее гибель Эммериху будет не так интересно.
Коварное Солнце в 2012 году производит сильнейшую вспышку, в результате чего даже нейтральные нейтрино (пардон за тавтологию) перестают быть нейтральными и внутренности Земли превращаются в подобие гигантской микроволновки, что приводит к самым разрушительным последствиям. Но даже в условиях полнейшего хаоса, воцарившегося на планете побеждают американские ценности: простой водитель, и по совместительству писатель-неудачник (Джон Кьюсак), умудряется спасти семью (пусть и бывшую), пробраться за неимением пары лишних миллиардов евро на один из спасательных ковчегов, спася по ходу дела и его.
Эммерих, снимая своеобразную экранизацию шестой главы Книги Бытия, помимо сногсшибательных спецэффектов, сумел создать и некий геополитический набросок современного мира: первым грозящую опасность обнаруживает индийский ученый, роль поводыря берут на себя США, ковчеги в районе Эвереста строит Китай (трудно себе представить, что это делают Армения с Турцией у подножия Арарата), а все дороги ведут уже не в разрушенный Рим, а в Африку. Нашлось в этом скетче место и Украине: немаловажную роль в сюжете играет транспортный гигант компании «Антонов», а украинского боксера опекает русский олигарх Юрий. Что ж, наверное, оценка имиджа Украины достаточно верна – по крайней мере, так она воспринимается со стороны. Кстати, именно олигарх Юрий оказывается едва ли не самым проработанным и живым персонажем фильма, благодаря неоднозначности своих поступков. Что же касается эпизодической роли Вуди Харельсона, то она слишком одномерная, а значит – и лобовая, едва ли не шутовская. Очень крепкому актеру Джону Кьюсаку, впервые попавшему в столь масштабную постановку, играть почти не приходится – и этого от него не требуют и сами обстоятельства.
А в целом надо констатировать, что Эммерих сделал впечатляющее и неглупое (насколько может быть неглупым сам жанр катастроф) Зрелище, а потому – повторимся – жаль, что этим фильмом он (сознательно или нет) исчерпал для себя тему апокалипсиса: разве что ему придется переснимать собственную фильмографию в обратном порядке;).