Давай поговорим про секс


Рецензія на фільм: П'ятдесят відтінків сірого
Фільм П'ятдесят відтінків сірого
Кинематограф нынче страдает от нехватки эротизма на большом экране. Вроде бы и фильмов романтического уклона на рынке много, и постельных сцен режиссеры не стесняются, но во всем этом, по большому счету, нет настоящего. Абсолютная нагота пробуждает у партнеров доверие, порой обычное прикосновение к обнаженному телу снимает все предостережения и запреты, и в этот самый момент рождается истинное чувство, более глубокое и проникновенное. «Пятьдесят оттенков серого» с легкостью лишают своих героев одежды, но не оголяют душу. Наверное, вы хотели чего-то большего?
«Smart is the new sexy» - это утверждение сначала книга, а потом и фильм уничтожают с завидной прытью. Главные герои – люди с интеллектом, не превышающем, мягко говоря, среднестатистический, но это не мешает Кристиану Грею стать, кажется, новым совершенством для миллионов дам. «Он вежливый, сильный, умный... опасный» - таким видит Грея его будущая пассия Анастейша Стил, и первые три характеристики на самом-то деле не играют никакой роли. Мужчина с непростым прошлым – вот оно, то самое «sexy», которое олицетворяет собой идеалы наших дней. «Пятьдесят оттенков серого» из пугающей фантазии превращаются чуть ли не в романтическую сказку.
Нашумевший эротический роман при всей своей бедности, нелепости, а иногда и глупости сумел пошатнуть хорошо закрепившиеся в обществе догмы феминизма. Вместо того, чтобы сравнивать себя в правах с мужчинами, женщины после прочтения закрывались в спальне со своими партнерами и жаждали быть сабмиссив (слово из романа, вышедшее из тезауруса субкультуры БДСМ, но грозящееся войти в обиход). Прекрасная половина человечества впервые захотела быть «снизу». Фильму перед собой подобные цели ставить не к лицу: главное сейчас использовать возможность снять эротику, которая не выйдет сразу на DVD, а вызовет массовый психоз и заполнит залы. Получить рейтинг R фильму, где во время полового акта не показывают, кажется, только крупные планы – вот что на самом деле важно. В общем, нужно вывести в массы то, что уже давно стало нормой для кабельного ТВ, но по-прежнему вызывает страх у Голливуда.
Кто же решился на эту аферу? Сэм Тейлор-Джонсон – постановщик пока что неопытный, и может похвастаться разве что одной вполне удачной биографической драмой «Стать Джоном Ленноном», но это ее не остановило. Она взялась снимать, прекрасно понимая, что ей придется о себе услышать и прочесть вне зависимости от конечного результата. Этот фильм был обречен на порицание. Умаляет ли это заслуги режиссера? Ни в коем случае. Джонсон сделала практически все, что было в ее силах. Экранизация чудесным образом лишена всего того, за что писательница удостоилась издевательств и нападок. Правда, не обошлось без промашек.
Первая – это Джейми Дорнан. Роль Грея пророчили, кажется, половине Голливуда, но досталась она по какому-то нелепому стечению обстоятельств человеку, чья карьера модели многократно превосходит актерскую. Дорнан – миловидный юноша, ему бы играть принцев, но никак не властных доминантов. Кристиан в его исполнении совершенно неубедителен, напрочь лишен той самой опасности, а в интимных сценах он, ко всему прочему, еще и очень стеснителен. Возможно, это стоит называть плохой актерской игрой, но не будем с ходу вешать такой громоздкий ярлык.
Выбор актера повлек за собой другую, много более значительную проблему – фильм совершенно не сексуальный. Главные герои совокупляются чуть ли не половину экранного времени, но химии между ними нет никакой. Опять же, виновен в этом Дорнан, потому что к Дакоте Джонсон претензий фактически нет – это живая, открытая девушка, которая привносит в фильм жизненно необходимый (в сложившихся обстоятельствах) юмор. Могла бы получиться занимательная сатира, но герои остаются невозмутимыми даже тогда, когда Кристиан Грей заявляет, что «не занимается любовью, а трахается, жестко». Видимо, автор романа не позволила, очень уж ревностно она относилась к тому, чтобы ее опус был для сценаристов не просто источником для вдохновения, а сущей мантрой.
Вместо страстных постельных сцен из книги Э. Л. Джеймс, где в самых грязных подробностях описывается каждая деталь, Тейлор-Джонсон пытается создать некий ореол романтики. Неужели кто-то поверит в подлинность чувств двух героев, чья любовная история не имеет хотя бы малейшей предыстории и вообще строится по классическим лекалам эротического жанра? Режиссер в прошлом была художником, поэтому в чувстве вкуса ей не откажешь: фетишизм здесь подан с особым благоговением. Даже игры в Красной комнате боли поданы не грубо, а сдержанно и эстетично, с трепетом зрителю демонстрируется каждая деталь. Разве тут остается место страсти?
Сэм Тейлор-Джонсон старалась снять кино иного толка и превзойти книгу. Была проделана огромная работа над тем, чтобы постыдное удовольствие для замужних дам стало чем-то большим. Почему тогда с каждым новым стоном на экране зритель все сильнее вжимается в кресло? А что еще остается делать, ведь скоро эксперименты над героиней закончатся, и начнется испытание уже для тех, кто в зале. Герои начнут разговаривать.
0
Сергей Задко 18 лютого 2015


Ім’я:
20 червня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 серпня 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 серпня 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 липня 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 травня 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 лютого 2016