Humanitat uber alles


Рецензія на фільм: У білому полоні
Фільм У білому полоні
43-летний норвежец Петер Несс, почитаемый у себя на родине величайшим из живущих кинорежиссеров (на его «Эллинг», который был всего 4-м норвежским фильмом, номинировавшимся на «Оскар», в 4-миллионной Норвегии было продано более 800 000 билетов), сняв «Снежную тюрьму», несколько изменил своему творческому кредо – ранее он уделял основное внимание странным людям в обычных обстоятельствах, теперь же поместил обычных людей в весьма неординарные обстоятельства.
В апреле 1940 года в норвежском небе сходятся в бою нацистский бомбардировщик и британский истребитель. Оба они оказываются на заснеженной норвежской земле, а их экипажи волею удивительного стечения обстоятельств сходятся в заброшенную охотничью хижину. Британцы оказываются в плену у немцев (британские летчики отправлялись на боевое задание без личного оружия???) и тут же вспоминают о Женевской конвенции об обращении с военнопленными и начинают качать права и всячески провоцировать своих противников. Те держаться стойко, хотя один из немцев ни на секунду не расстается с томиком «Моей борьбы» Гитлера, которую, впрочем, итак знает наизусть. Далее следуют типичная для подобного жанра фильмов чехарда с переменой ролей, борьба за выживание в жестких условиях, сближение и – еще один закон жанра – рождение простой человеческой дружбы между, казалось бы, непримиримыми врагами. Под конец в дело вмешиваются аборигены, еще не завоеванный нацистами, и всю эту хрупкую гармонию разрушают.
Фильмов на тему рождения дружбы между заклятыми врагами, замкнутыми в одном месте, за историю кинематографа было снято немало, причем в самых разных жанрах, но если Вольфганг Петерсен в ленте «Враг мой» помещает своих героев в фантастический мир будущего, то Несс утверждает, что его лента едва ли не документальна – на момент норвежской премьеры «Снежной тюрьмы» был еще жив человек, послуживший прототипом командира немецкого бомбардировщика, который и поведал эту историю. Вот только для достижения пущего эффекта Несс начинает грешить против исторической правды: вроде бы летчики провели в хижине всего одну ночь, а не несколько, да и Женевская конвенция в той редакции, положениями которой оперируют герои ленты, была принята в конце 40-х годов. С другой стороны, не зря говорят, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: авторам в простой и доступной форме удалось донести мысль о чуждости войны простому люду, а вот насколько эта мысль верна, пусть каждый решает сам.
0
Алексей Першко 28 квітня 2013


Ім’я:
19 вересня 2021
Ваш коментар

Інші рецензії автора


Собор из песка Собор из песка

На экраны Украины и мира выходит лента, степень ожидания которой (и степень ожиданий от которой) столь высока, что впору задаться вопросом...

16 вересня 2021
Можно все Можно все

 Семейный дуэт режиссеров-документалистов в составе Арона Годе и Гиты Пуллапилли решили перенести свои профессиональные навыки из...

08 вересня 2021
Искры Аннетт Искры Аннетт

 К счастью, французский режиссер Леос Карракс, неоднократно посещавший Украину (а, по слухам, и проведший здесь инкогнито весьма...

07 вересня 2021
Окольцованные Окольцованные

Marvel Studios продолжает настойчиво разворачивать свою кино вселенную: на экраны Украины и мира выходит лента «Шан-Чи и легенда 10...

31 серпня 2021
Анна и Муди Анна и Муди

 В первых строках этого текста хотелось бы предостеречь зрителя, раздумывающего над выбором фильма на ближайшие выходные – не...

26 серпня 2021