Красная калоша
Бывают фильмы, что вызывают пеструю гамму чувств, от и до. Немало тех, чей безутешный удел - полное равнодушие. Чаще всего кино задевают несколько струн, на которых успешно играет полтора-два часа, как тот прилежный ученик скрипача. Но есть и та категория картин, которая оставляет... недоумение. Вроде того чудака, что мы встречаем на улице, одетого по-зимнему в летний день, да еще с калошей на голове, словно венценосной короной некоего непризнанного правителя страны басков. Что он делает, этот чудак, здесь?.. Зачем сюда пришел? И чего хочет? Все эти мысли проносятся в голове, за то время, что он быстро-быстро проходит мимо, растворяясь в толпе.
Именно такое чувство полного недоумения, удивления, вызывает и фильм "Красные огни" испанского режиссера Родриго Кортеса, снявшего перед тем в 2010 любопытную картину "Погребенный заживо", как раз о "гоголевских" попытках человека выбраться из заколоченного гробика. "Красные огни" вроде как продолжают мистическую тематику, но в том-то и дело, что "вроде как". Однофамильцу знаменитого покорителя Южной Америки удалось заполучить в картину таких мастодонтов жанра, как Сигурни Уивер и Роберт де Ниро, а "на подпевку" к ним (хотя, вообще-то, он и играет главную роль) интереснейшего актера Киллиана Мерфи, больше набившего руку на исполнении ролей всяких негодяев, но здесь он играет обычного ученого-физика, ученика Уивер, занимающейся изучением паранормальных явлений и разоблачением "шулеров" в этой области (чем-то "закваска" напоминает "Экстрасенса", но лишь деталями).
Но, к сожалению, де Ниро и Уивер практически не пересекаются очно в фильме, никаких диалогов между ними нет, а фильм следует какому-то "неопределенному жанру", стремясь запутать зрителя. Де Ниро как раз играет экстрасенса (в широких черных очках и с привычной оскоминой на лице), что тридцать лет не выступал после нехорошего инцидента на своем выступлении, но теперь опять взялся за старое. И готов официально пройти освидетельствование своего таланта у ученых. Уивер уверена, что он жулик и обманщик, поскольку именно благодаря ему пострадал ее сын, впал в кому на одном из "сеансов" медиума и до сих пор не вышел из нее. Но доказать ничего не успевает, поскольку отправляется в лучший из миров. Придется потрудиться за двоих ее ученику, Мерфи...
Происходящие в фильме события ведут нас сразу по нескольким сюжетным линиям. С одной стороны, идут намеки, что де Ниро вроде как настоящий экстрасенс, при нем постоянно гаснет электричество, а Мерфи, начинающий расследовать его деятельность, видит повсюду глюки и пужается. Дается даже некий экивок на то, что герой де Ниро не просто какой-то "темный маг", а, мол, настоящий монстр. Должен сказать, это был бы неплохой и в меру интересный поворот, невзирая на всю сложность поверить в "злобную запредельность" де Ниро. Но на эту дорожку фильм, тем не менее, не завернет. А завернет к довольно непонятной и неопределенной концовке, которая вообще мало что поясняет. Даже название картины, "Красные огни" - как сбоку бантик, ни о чем.
С одной стороны, понятно, что фильм снят о вере и безверии, о намерении идти до конца в отстаивании истины, о стойкости, граничащей с упрямством и отрицанием всего, что выходит за границы твоего кругозора... С другой - в картине не чувствуется цельности, какие-то разрозненные идеи и набор событий, наблюдать за которым не столь уж интересно.
Да и для какого зрителя снят этот фильм?.. Для мистического триллера, не говоря уже об ужастике - вяловато. "Пугалки" имеются, но идут как бы отдельно от самого сюжета, да и не особо страшные они. Как "научно-исследовательский" фильм о разоблачении - жидковато. Детектив? Увольте. Как для "философско-думающего" кино - просто слабовато. На мой взгляд, те мысли, что преподносятся в концовке и по ходу - на уровне "5-го Б" класса, не выше. Такое остается ощущение, что режиссер сам не понял, что хотел снять и снял в итоге. И превалирующее чувство, что остается - недоумение. Ну что это за "калоша на голове" в летний день, к чему она?..
Скорее всего, дело в отсутствии опыта у Родриго Кортеса, который не смог развернуться на "широком пространстве", с такими-то актерами, и фильм получился именно странный... но недостаточно странный, чтобы быть действительно хорошим.
Увы, как актерский, так и сюжетный потенциал остались нереализованными. "Странный незнакомец" удалился, так и не удосужившись хотя бы поздороваться и снять калошу... А жаль. Нет, это не самый худший фильм, но я затрудняюсь сказать, кому и зачем его можно рекомендовать. Разве что верным поклонникам таланта Де Ниро, Уивер, Мерфи..