«Деньги – наш национальный гимн» - спела (относительно) недавно бесподобная Лана дель Рей. Ей видней: и происходит она из весьма состоятельной семьи, и образованием, видимо, не обделена, а значит, могла читать книгу, легшую в основу последнего шедевра Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит».
Первый же день Джордана Бельфорта (Леонардо ди Кипарио) на Уолл-стрит в качестве биржевого брокера становится для него катастрофой – фондовый рынок терпит очередной крах – и главный герой фильма вынужден искать другое место приложения своей жажды денег. Находит он его в полуподпольной брокерской конторе, торгующей мелкими акциями (так называемыми «розовыми листками»). Здесь он вырабатывает свой профессиональный стиль, приведший его и на обложку «Forbes», и к практически моментальному обогащению. А богатство это нужно ему и его собратьям лишь для одного – для чистого и незамутненного ни малейшими угрызениями совести потребления нашего несчастного мира.
Ведь Уолл-стрит, как должен знать сегодня уже практически каждый, есть не что иное, как бесконечная оргия, единственной целью которой является воспроизведение собственной мощи в перерывах (все более коротких) между двумя очередными кризисами, катастрофичность последствий последнего из которых заставляет забывать об ужасах предыдущего. Святая троица ее (правда, без всякой надежды на прощение) – деньги, кокаин и шлюхи. И это Скорсезе знает настолько хорошо, что «забывает» о морали своего фильма, что придает ему добавочной мощи. А если вам, как зрителю, нужна мораль, то смотрите фильмы Майкла Мура или же Оливера Стоуна.
Имея в своем распоряжении персонажа Джордана Бельфорта, трейдера-психопата в духе реального Бернарда Мадоффа, лучшего в мире актера, сыгравшего его, и гениальный сценарий Теренса Уинтера, сумевшего препарировать и освоить уже ставшие классическими фильмы Скорсезе («Казино», «Славные парни»), режиссер наконец-то воплощает свое творческое предназначение низвергателя собственной иконы, с легкостью рушащего собственноручно созданные классические фильмы. И все это – заметим – в возрасте 71 года. Скорсезе, создавая «Волка с Уолл-стрит», чувствует себя настолько могущественным, что позволяет себе то, что свойственно лишь действительно великим режиссерам – буквализацию метафор: он снимает Джордана, ползущего к своей роскошной машине, уподобляя его извивающемуся беспомощному червю, показывая хозяина мира, павшего ниже плинтуса. Кроме того, речь вовсе не идет о самопародии или же самоцитировании: Скорсезе просто демонстрирует, что повествование может вполне разворачиваться без малейшей капли смазки в виде сантиментов, а удается это только великим. Браво, мастер!