Человек, который смеется.
Рецензія на фільм:
Темний лицар
Очередному фильму о Бэтмене уготована непростая участь: неожиданная смерть Хита Леджера лишила критиков объективности, а зрителей – выбора. Поначалу ничего особенно не обещающий фильм о всем надоевшем Человеке-Летучей мыши ныне бьет все рекорды по кассовым сборам и положительным рецензиям. Зрители идут посмотреть на тот персонаж, который высосал из Леджера все соки, лишил его сил и, в конце концов, уничтожил. Говорят, Ледждер даже может получить «Оскара» за Джокера - посмертно. А что же собой представляет не только лишь этот персонаж, а весь фильм? Второе творение Нолана о Бэтмене или прорыв в современном кинематографе?
Не зря в названии нет слова «Бэтмен» (впервые, кстати, в истории!), не зря. Все это потому, что в фильме нет живого Бэтмена, а присутствует его кукла. Мысли этой красивой куклы с острыми ушами и в облегающих доспехах (или в дорогом костюме) несуразны, а чувства поверхностны. Она мелькает – хотя не так уже и часто – но впечатлений особых не оставляет. Иногда даже кукла заучено демонстрирует чудеса ловкости и фантастические способности... В принципе, на то эта кукла и Бэтмен.
Очень приятно выглядят неожиданный Гэри Олдман и вездесущий Морган Фримен. Немного разочаровывает Майкл Кейн – слишком поучительные у него функции, а это раздражает. Мэгги Гилленхол явно не на своем месте, остальные, включая и очаровашку-прокурора – серы и малозаметны. Актеров окружает вполне стандартный набор: много крови, много дыма, много денег, много разрушающихся домов. Мало света, но не зря наш рыцарь The Dark: если уж не хватило таланта осветить двусмысленность тонкой игрой интеллекта, возьмем освещением.
Была еще, мне кажется, у Нолана неплохая затея снять гуманистическую трагедию... С человеколюбивым, что ли, финалом. С поучительными и красивыми терзаниями главгероя, с мыслями и сомнениями. Не получилось, ибо Джокер сложился как-то интереснее, живее, обаятельнее всех остальных положительных, но картонных персонажей. Он просто их подавил и растерзал. В буквальном смысле, кстати, тоже.
Собственно, то, что и требовалось доказать: весь фильм, целиком и полностью, вытягивает покойный Леджер. Если бы не его Джокер, то вся вышеназванная катавасия была бы третьеразрядной экранизацией невыразительной истории из комиксов. А так – это фильм о Джокере, о его безумии и маниакальном наслаждении болью – своей ли, чужой – все равно. Джокер совсем не воплощенное зло, он не Темный Мститель, он даже не маньяк. Он почти ... реинкарнация Курта Кобейна – разрушительная стихия, которая важнее всего на свете. У рок-идола была та же внутренняя агрессия и тоска, как элемент самовыражения, как ответ на вызов мира. Джокер размазан по всему фильму, зрителю его выдают порционно, по кусочкам, по минуткам. Описывать его характер – бессмысленно, каждый все равно увидит свое. Живописать, как сыграл Леджер – бесполезно, такое надо видеть.
Конечно, вам не уйти от этой картины, это просто невозможно. Поэтому рекомендации к просмотру: ни в коем случае не смотрите полный дубляж! Лучше вообще смотреть на языке оригинала – голосом, манерой говорить, «звучать» актеры передают гораздо больше, чем самим смысловым наполнением реплик! И дело здесь не только в Джокере (хотя в дубляже он теряет точно половину себя), но и в самом Бэтмене. И, конечно, детей до 14 с собой лучше все же не брать. Жестокость и насилие, знаете ли...