Тарантино о любви
Поначалу казалось, что фильм, в котором уже на второй минуте красочно вышибают мозги лошади ни за что не может быть хорошим. Помнится, "Книга Илая" началась с убийства кошки (пусть и лысой - сфинкса:)), и в итоге фильм банально "не пошел". А "Джанго" испортить не смогла и застреленная лошадь.
Такие фильмы как "Джанго освобожденный" оцениваются не просто по принадлежности к жанру, а по режиссеру. Безусловно не будь фильм вестерном, он мог бы стать одним из тысячи крутых комедийных криминальных триллеров, но Дикий Запад придает отличный шарм сюжету и создает абсолютно правильную атмосферу.
Правда, немного смущает структура сюжета. Куда уж нам, простым смертным, спорить о сценарном мастерстве Тарантино, но сценарий "Джанго" не зря номинирован на "Оскар" - он действительно нешаблонный и атипичный, что кому-то может показаться достоинством, а кому-то - изъяном. Начало выглядит достаточно затянутым. Мы ведь знаем, что цель Джанго - отыскать свою жену, но вот идет он даже к простым поискам достаточно долго. За счет этого дальнейшее развитие действия кажется гармошкой - динамика абсолютно неравномерна, кульминация слишком плотно сливается с развязкой, которая оказывается ложной и тому подобное. Но есть одно огромное но - у "Джанго" отличные диалоги, части из которых являются цитатами из других вестернов, но совершенно не сверкают плагиатом. Кстати, даже имя главного героя является своеобразной данью всему жанру.
Конечно, актерская игра. Отыгран даже самый незначительный персонаж, а в небольшой сцене можно в кадре увидеть и самого Тарантино - приятный бонус для поклонников. Свою номинацию на "Оскар" и статуэтку "Золотого глобуса" абсолютно заслуженно получил Кристоф Вальц. Рядом с ролью доктора Шульца в "Джанго" даже немного блекнет его герой из "Бесславных ублюдков", за которых он все-таки получил "Оскар" (став вообще единственным актером из фильмов Тарантино, который получал "Оскар"). Велики его шансы на победу и в этом году. Джейми Фокс стал отличным Джанго Освобожденным, и даже немного обидно, что премиальная слава обошла его стороной.
Но особо стоит выделить Леонардо Дикаприо. Вот уж никогда не являлась его поклонницей. Он даже напоминал американскую версию Сергея Безрукова. А у Тарантино Лео виртуозно сыграл антагониста Кельвина Кэнди, и даже где-то в душе теплится надежда, что в "Гэтсби" он покажет себя не хуже - очень уж ему идет весь этот антураж. Да и не может не радовать Сэмюэл Л.Джексон, комфортно почувствовавший себя в роли чернокожего управителя Кэндиленда.
У фильма хорошее музыкальное сопровождение - как инструменталки, так и разнообразнейшие треки: от классически вестерновских до "черного" рэпа. Вспоминается подобная практика в копполовской "Марии-Антуанетте". Ну что же, не зря Квентин дружен с Софией :) О картинке, наверное, даже не имеет смысла говорить - она на высоком уровне. Причем, периодически монтаж и съемка, копирующие старые спагетти-вестерны, тоже задают атмосферу, а заставить работать монтаж на себя уже показатель высокого уровня режиссера. Ну, и масса крови, мозгов, всяческих натуралистичных моментов, которые как всегда у Тарантино выглядят инертно, как завязывание шнурков.
В целом, в "Джанго освобожденном" одновременно так мало от Тарантино и так много от него же, что поневоле чувствуется, что сам режиссер новым фильмом ступает на какую-то новую для себя ступень. Хотя кто уж думал дождаться от него историю любви, на которой по сути и строится весь сюжет. Здесь не будет лишнего морализаторства о рабстве, лишь язвительный вопрос от Кэнди: "Почему ниггеры это терпят? У них давно была возможность уничтожить нас".
"Джанго" получит от зрителей и положительные и негативные отклики - и это совершенно нормально. Кто-то не увидит в нем ничего примечательного, кто-то окрестит шедевром, а кто-то отругает за количество насилия. И все будут по-своему правы.