Режиссер Алексей Шапарев ранее был известен своей способностью снимать фильмы самых разных жанров – от молодежной романтической комедии («Киевский торт» - это название, кстати, очень точно передает слащавость всего фильма) до романтической боксерской драмеди («Правило боя» - своего рода аналог «Боя с тенью»). Теперь он решил попробовать свои силы в пафосно-патриотическом кинематографе с прицелом на мифотворчество.
Киев, Софиевская площадь, 1918 год. На сцене – Михаил Грушевский (Сергей Дзялык) и Симон Петлюра (Дмитрий Ступка, любимый актер режиссера, прошедший путь от молодого разгильдяя в «Киевском торте» до государственного деятеля в нынешнем творении Шапарева). Перед сценой – восторженные (по большей части) киевляне и гости столицы с национальными стягами в руках. Петлюра объявляет о мобилизации для борьбы с подступающими к Киеву частями красной армии во главе с Михаилом Муравьевым (Виталий Салий). Патриотическое студенчество немедленно бросается к мобилизационному пункту. Но не все студенты настроены одинаково: Андрей Савицкий, не смотря на то, что является сыном генерала Савицкого, занимает твердую пацифистскую позицию. Его же брат Олекса тем временем занят какими-то тайными операциями с участием немецкого шпиона и провокатора Берга и посланниками от французского генерала Фоша. Немаловажно, что оба они влюблены в одну девушку по имени София. И совершенно очевидно, что оба брата – правда, при разных обстоятельствах – окажутся на станции Круты в Черниговской области.
Создание исторических мифов и легенд (или же, как часто в период предвыборной кампании слышится с телеэкранов – идеологем) свойственно практически всем кинематографам мира. И в этом нет ничего зазорного, вопрос лишь в том, на каком творческом и кинематографическом уровне эта задача решается. Представляется, что такого рода фильмы могут становиться если не шедеврами, но выдающимися произведениями, в том случае, если их авторы достаточно талантливы и мастеровиты, чтобы преодолеть художественными средствами присущий жанру неизбежный пафос. Но – увы! – Алексей Шапарев к их числу не относится (желающим предлагаем пересмотреть упомянутые выше предыдущие фильмы режиссера): «Круты 1918» показывают, что у режиссера не было главного – целостного режиссерского видения фильма, что и породило все остальные недостатки фильма.